В одном «бизнесе» все слилось воедино: преступления, эксплуатация и нарушения прав человека, беспрецедентная коррупция и уничтожение окружающей среды. Украинским экологам удалось распутать коррупционный узел добычи угля в Украине, ниточки которого ведут в карманные фирмы семьи президента в Великобритании и Голландии.

То, что происходит в последние два года в сфере добычи угля в Украине — это разграбление в промышленных масштабах, которое уже имеет тяжелые последствия для экономики и природы государства. Согласно оценкам экспертов, в прошлом году на нелегальных шахтах и карьерах было добыто около 7-ми миллионов тон угля, что составляет 10% от всей добычи угля в стране.

 

1. Беззастенчивая приватизация Донбасэнерго

Устаревшие тепловые электростанции, которые достались Украине в наследство от Cоветского Cоюза, уже не очень справляются с задачей обеспечения надежного и безопасного электроснабжения населения, но зато некоторые из них очень хорошо справляются с задачей по производству огромных доходов в очень короткое время.

21 августа 2013 года украинское ЧАО “Энергоинвест холдинг” выиграло тендер по продаже 60,773% государственных акций энергогенерирующего предприятия “Донбассэнерго” всего за 718 920 000 грн (65 млн евро), скупив за бесценок две больших ТЭС (Старобешевская – 1940 МВт, Славянская – 880 МВт).

С 8-го августа голландский “Энергоинвест Холдинг Б.В.” с уставным фондом всего 1000 евро является владельцем 92% акций украинского ПАО “Энергоинвест Холдинг” с уставным капиталом в 150 млн. гривен (14 млн евро). Украинское ЧАО “Энергоинвест Холдинг” и голландский “Энергоинвест Холдинг Б.В.” были зарегистрированы в тот же день – 20 июня 2013. 8 августа 2013 году эта офшорная голландская компания стала владельцем 100% акций одноименного украинского публичного акционерного общества. 9 августа “Энергоинвест Холдинг Б.В.” продал 8% своих акций неизвестным лицам.[1] Кто они и почему им позволили приобщиться к распилу госсобственности, остается в тайне.

ЯкорьДо 8 августа 100% акций ПАО “Энергоинвест Холдинг” принадлежало украинской угледобывающей компании ООО “Краснолиманское”, владельцем которого является Игорь Гуменюк, хорошо известный в качестве давнего партнера и подельника Виктора Януковича.

 Sloviansk-TPP
Фото: Тепловая электростанция в Славянске


2. За государственный счет

Перед самой приватизацией Кабинет министров под предводительством Николая Азарова принял решение о выделении “Донбасэнерго” государственных средств на реконструкцию Славянской ТЭС. В июне Азаров подписал документ, предусматривающий выделение около 1,2 млрд долларов (9,3 млрд грн) на реконструкцию Славянской ТЭС. Из них 2,5 млрд. гривен должны были быть потрачены на реконструкцию единственного рабочего энергоблока (800 МВт), остальные средства должны были быть направлены на строительство двух угольных блоков по 330 МВт по технологии циркулирующего кипящего слоя, вместо списанного газомазутного блока.

В том же июне 2013 года Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) увеличила тариф на электроэнергию для “Донбасэнерго”, мотивируя надбавку необходимостью привлечения средств для реконструкции энергоблока №7 на Славянской ТЭС. Благодаря этому решению, до весны 2019 года украинские потребители будут вынуждены уплатить скромную сумму в 1,113 млрд. грн. за реконструкцию теперь уже частной электростанции.[2] Стоит ли это рассматривать как небольшой подарок от всех украинцев новым владельцам Донбасэнерго?

Дальше — больше: 20 декабря 2013 года теперь уже ЧАО “Донбассэнерго” подписало соглашение с “Энергоинвест Трейдинг” (еще один офшор) на поставку в 2014 году электростанции 3,3 млн тонн энергетического угля за 3,267 млрд грн, что в 4 раза больше цены приватизации Донбасэнерго.

 

3. Откуда этот уголь?

У Игорь Гуменюка в собственности имеется угледобывающая компания ООО “Краснолиманское”, которое арендует у государства шахту Краснолиманская. В 2012 году эта шахта “официально”* добыла 2,237 млн. тонн угля. Настоящая же производительность “Краснолиманской” значительно ниже, но даже с такими официальными показателями она не может обеспечить достаточно угля для работы Донбассэнерго (заявленные 3,3 млн. тонн в 2014 году ). Очевидно, что необходимы некоторые дополнительные источники угля. Так откуда же возьмется еще миллион тон угля? На Донбассе ответ всем известен — “копанки”, нелегальные шахты.

Копанка

Копанки существуют в Украине уже более двух десятилетий. Они появились как промысел для большого количества отдельных “предпринимателей” в 90-е, но в конечном счете все они были взяты под контроль одной преступной группировкой, которая в последствии станет частью Партии Регионов. Сегодня нелегальные шахты в Украине производят миллионы тонн каменного угля и с помощью хорошо организованных схем легализации обеспечивают огромные прибыли.

За последние два года копанки превратились в огромную чрезвычайно прибыльную теневую отрасль. Десятки новых карьеров, в которых работают современные экскаваторы и грейдеры, откуда сотни самосвалов вывозят уголь без подтверждающих документов — размах того, что происходит, ясно показывает, что нелегальные шахты работают при полном попустительстве правоохранительных органов и с ведома местных властей.

Фото: “Копанка” – это часто просто дыра в земле, с минимальными мерами безопасности для рабочих.  

4. Как уголь становится легальным

До 2010 года схемы легализации угля из копанок были довольно просты и состояли в том, что государственные (*особенно арендуемые у государства) шахты выдавали уголь из копанок за свой собственный. Поскольку расходы на добычу угля в копанках в несколько раз меньше, чем официальная себестоимость добычи в госшахтах, участникам таких схем удавалось очень хорошо заработать на этой разнице, получая государственные субсидии на компенсацию “убыточности” госшахт. Таким образом убыточные государственные шахты создавали огромные прибыли, высасывая средства из госбюджета.

copanky3
Фото: Добытый на “копанках” уголь

После 2010 года, когда группировка Партии Регионов обрела настоящую власть в стране, легализация угля стала осуществляться прямо через коммерческие структуры, а государственные шахты потеряли свою ключевую роль. Начиная с 2010 года частные компании скупают уголь из копанок, обогащают, разделяют его на фракции, делая из него товарный уголь, соответствующий стандартам, и продают его как собственную продукцию. Эти структуры  беспрепятственно осуществляют свою деятельность, при этом формально оставаясь чистыми перед законом.

Сегодня в полном масштабе в Украине работает схема легализации угля через так называемые “платформы” — многочисленные перевалочные базы. Уголь, добытый в карьерах и небольших копанках, спрятанных в лесах и оврагах, доставляется на эти “платформы”, которые часто открыто расположенны в городах шахтеров. Другое общее название для таких объектов – “пересевы”, поскольку здесь уголь сортируют и обрабатывают, чтобы привести его в соответствие с стандартами качества для товарного угля. На таких объектах, как правило, работают десятки людей, тяжелая техника и другое современное оборудование. Обычно они располагаются вблизи железнодорожных линий, и обработанный уголь загружается непосредственно в железнодорожные вагоны. Здесь же этот уголь также получает необходимые документы о происхождении, что придает ему правовой статус.

Такая схема легализации обеспечивает отличный способ для превращения некачественного и нелегального угля, добытого в копанках, в легальную товарную продукцию, которая может быть продана любому клиенту , в том числе из-за рубежа.

 

5.Офшоры в Великобритании и Нидерландах

Самым интересным фактом о Energoinvest Holding BV является то, что в настоящее время официальным владельцем этой голландской компании является британская Whitebridge Resources Limited, основанная в 2003 году. И в отличие от новорожденной голландской компании, она прекрасно известна в нашей стране. Whitebridge Resources Limited является крупнейшим покупателем металла и другой украинской промышленной продукции и успешно перепродавала эти товары европейским конечным потребителям. Whitebridge Resources Limited является безналоговым предприятием, т.е. прачечной для отмывания денег. Сейчас в официальных документах основной сферой деятельности компании значится “оптовые продажи твердого, жидкого и газообразного топлива и сродной продукции”.

Whitebridge Resources Limited и раньше использовалась членами и донорами Партии регионов для экспорта продукции украинских компаний по заниженным ценам и для импорта сырья и оборудования в Украину по специально завышенным ценам, что обеспечивало минимизацию налоговых отчислений.

Главным угольным партнером Energoinvest Holding BV является MAKO Holding BV, также зарегистрированный в Нидерландах офшор, который является материнской компанией для дюжины фантастически выгодных предприятий в Украине, Нидерландах и Швейцарии, большинство из которых выросли словно грибы после дождя в 2010-2013 годах. Это не случайно совпадает с периодом президентства Виктор Януковича, поскольку его сын, Александр Янукович, является единственным владельцем “MAKO Holding” .

UA_coal_scheme1 
Иллюстрация: Угольная “схема” включает украинский бизнес и власти.

6.Семейный бизнес растет

По экспертным оценкам, в 2012 году более 6,5 млн. тонн угля было добыто незаконно. В том же 2012 году швейцарская компания “MAKO Trading SA”, принадлежащая старшему сыну президента – Александру Януковичу, продала на внутреннем рынке 6,65 млн. тонн каменного угля.

В 2013 году “MAKO Трейдинг” купил большие пакеты акций пяти горно-обогатительных комбинатов, которые могут производить миллионы тонн товарного угля. Ранее эти перерабатывающие комбинаты были частью бизнес-ассоциации “Донецкий финансово-расчетный центр” (ДРФЦ), основанной в начале 2000-х бывшим депутатом от Партии регионов Эдуардом Прутником. Известно, что за этой фигурой стоит сам Виктор Янукович.

За три года активы Александра Януковича выросли с 7 млн. долларов США в 2010 году до 510 млн. долларов США, обеспечивая фантастический рост доходов в 7285 %, что достигнуто главным образом благодаря угольным схемам.[3]

mezhyhirya
Фото: Поместье президента Виктора Януковича “Межигорье”

Начиная с 2013 года у “MAKO Трейдинг” в угольных схемах есть партнер – “Энергоинвест Трейдинг”, принадлежащий вместе с Донбасэнерго Игорю Гуменюку, хорошо известному другу, а возможно и члену «Семьи» .

 

Пока “семейный бизнес” растет, Украина превращается в разграбленное несостоявшееся государство с уничтоженной экономикой и разрушенной окружающей средой, с перспективой стать новой китайской колонией.

 

Олег Савицкий, энергетический и климатический активист.

_________________________________________________________________

Журналистские расследования на эту тему:

 


[1]     http://www.ukrrudprom.ua/analytics/Donbassenergo_antimonopolnoe_dosledovanie.html

[2]     http://www.ukrrudprom.ua/digest/Donbassenergo_promegutochniy_finish.html

[3]     http://argumentua.com/stati/sostoyanie-aleksandra-yanukovicha


Источники фото:

http://crime.in.ua/statti/20130827/malonikolaevka

http://pauluskp.com/news/0cb3b194e

http://www.pravda.com.ua/articles/2011/10/6/6645004/