В последние годы регионы центральной России столкнулись с неожиданной напастью: массовой гибелью еловых лесов. Виновным в экологической катастрофе обычно называют короеда-типографа. Так ли это? Наш автор провел небольшое экологическое расследование – и пришел к неожиданным результатам.
Гибнущая идиллия
Традиционная отдушина для измученного мегаполисом москвича называется “дача”. Несколько часов ада в пробке или переполненной электричке – и можно почувствать себя в воспетой классиками нетронутой сельской России.
А что такое русская природа без лесов? Я любил ездить на дачу именно из-за стройных елей, окружавших наши участки. В своей темно-зеленой хвое они стояли строгие и величественные – ни дать ни взять часовые у стен Кремля.
Несчастье началось лет 10 назад, когда на южной опушке елки стали стремительно сохнуть. За десятилетие лес превратился в жуткое скопище деревьев-«зомби»: посеревшие мертвые стволы еще стояли, но на ветвях ни единой хвоинки. Только полоски отрванной коры качались на ветру. Особенно разрушительным оказался 2010 год с его жарой и сушью. Дольше всех держалась северная опушка – но в прошлом году лесникам пришлось и ее спилить. Остатки сожгли, едва не спалив заодно поселок.
Похожее происходит по всему Подмосковью. Мне захотелось разобраться, что за злая сила убивает прекрасный лес. Примерно в те же годы я видел, как гибнет Химкинский лес от рук строителей платной трассы. Но в случае с моими елками у людей, казалось, железное алиби: никакой большой стройки, химического производства, лесозаготовок… Деревья просто умирали без видимых причин.
Еще год-два назад эти деревья казались здоровыми. Фото – gazeta-opaliha.ru
Главный подозреваемый
Интернет быстро принес ответ– все дело в короеде. Именно его подмосковные власти объявили официальным виновником случившегося. Запомнилась эмоциональная характеристика активности короеда от одного из подмосковных депутатов: «Он просто все сожрал»
То, что короед каким-то образом замешан в нашем деле, не вызывало сомнения. Достаточно было отковырнуть кору, чтобы увидеть затейливую паутину прогрызенных им ходов, похожую то ли на арабскую вязь, то ли на китайские иероглифы (из-за которой короеда и называют типографом).
Версии
Но чем больше я приглядывался к нашему главному подозреваемому – тем большие сомнения меня одолевали. Короед не попал к нам откуда-то из-за моря, как колорадский жук. Он тысячелетиями жил в наших лесах, выполняя функции их санитара: быстро убивал больные деревья, освобождая место для новых. Что за злая сила превратила санитара в коварного убийцу?
В этом месте обычно принято винить “реформу” лесного хозяйства в России. Реформа и правда жуткая, так что доля правды в этом есть. Непонятно только, как лес ухитрялся выживать в доисторические времена, когда даже плохой лесной охраны не было. А короед – был.
Открытие
Открытие пришло откуда не ждал. Совершенно случайно обнаружил ссылку на то, что происходит с хвойными лесами в Америке.
«Разные виды короедов: те, что «специализируются» на горной сосне, на ели, кореды-типографы (piñon ips) и т.п. – съели 46 из 850 миллионов акров леса, от Юкона вдоль всего хребта Скалистых Гор до самой Мексики. … Лыжники и туристы видят, как любимые ими уголки на глазах теряют пышный зеленый покров по мере того, как деревья умирают и падают – иногда со скоростью в 100 000 стволов в день. … И это опустошение вряд ли прекратится в обозримом будущем. По мере того, как изменение климата «разогревает» американские леса, можно ожидать, что короеды будут процветать и распространяться в область высоких широт».
Таким видит вторжение короеда в леса Америки Bill Mayer / Mother Jones
Итак, американские экологи связали проблему короеда с изменением климата. Получилось правдоподобно: во-первых, сразу объясняется глобальность бедствия, охватившего разные континенты. Во-вторых, я сам наблюдал, что первыми гибнут елки на теплых и сухих южных опушках, а пики вымирания совпадают с жаркими и сухими годами. Но на изменение климата принято списывать многое – вплоть до ухудшения вкуса пива. Как проверить, что подозрения не беспочвенны?
Улики
Начать пришлось с самого простого. Как проявляется глобальное потепление в Московской области, и проявляется ли вообще?
К счастью, в Википедии нашелся график средних температур по результатам метеонаблюдений аж с 1888 года (спасибо метеостанции Тимирязевской академии!).
Источник – Wikipedia, участник Texmon
Оказывается, изменение климата более чем актуально для Москвы: среднегодовая температура выросла за время наблюдений примерно на 3 градуса! Есть и наглядная иллюстрация: такое изменение климата примерно соответствует переезду из Москвы в Киев, т.е., на 700 км к юго-западу.
Как ни странно, но именно Киев оказался ключом к разагадке. Дело в том, что в Киеве обыкновенные ели не растут! Вот карта ареала ели обыкновенной
(опять же Википедия, участник Velou)
Южная граница ареала проходит на стыке границ Беларуси, России и Украины. Южнее для елки слишком жарко и сухо. Отдельные островки на юго-западе Европы – это высокогорья Альп и Карпат, то есть исключения, которые лишь подтверждают правило.
Виновный найден!
Все встало на места: как только климат Москвы стал похож на климат Киева, вымирание еловых лесов стало вопросом времени. Короед всего лишь продолжает выполнять свою функцию «санитара леса». Но теперь в еловом лесу все деревья стали больными и нуждаются в его “ударе милосердия”!
А истинным виновником оказался все-таки человек: ведь на сегодня и российские и мировые эксперты убеждены, что именно он – главный виновник изменения климата. Так что алиби оказалось ложным, а главный подозреваемый – реабилитирован.
Что же дальше?
Итак, за казалось бы местной подмосковной бедой с лесами стоит глобальное изменение климата. Но и само изменение климата зависит от происходящего с лесами. И это уже стало предметом обсуждений на самом высоком уровне.
Дело в том, что леса, болота и прочие экосистемы играют важнейшую роль в поддержании климатического баланса. Анализ официальных обязательств России по снижению эмиссии парниковых газов показывает, что большую часть «снижения» планируется обеспечивать как раз за счет поглощения излишков углекислоты в атмосфере российскими лесами. Но, помилуйте, какое поглощение, спрашивают ученые, если эти леса стремительно гибнут? По темпам гибели лесов Россия уже лидирует в мире.
Уничтоженный лес – это тысячи тонн углекислоты, попадающей в атмосферу и усугубляющей парниковый эффект. Климатический дисбаланс приводит к появлению того, что называется положительной обратной связью. Лес, увы, не единственный пример: Массовое таяние вечной мерзлоты под действием изменения климата приводит к мощному выбросу в атмосферу метана – газа, обладающего намного большим парниковым эффектом, чем углекислота.
Так что в наихудшем климатическом сценарии речь, возможно, идет о выходе изменения климата из-под контроля человечества, и умирающие леса Подмосковья – маленькое, но грозное предупреждение. Даже полный отказ от ископаемого топлива (запланированный ведущими странами на 2100 год) может оказаться слишком слабой мерой, если произойдет слишком поздно. В истории Земли было немало климатических изменений, к которым экосистемы ухитрились приспособиться. Вот только темпы нынешнего изменения беспрецедентны по геологическим масштабам и сравнимы разве что с падением астероида или взрывом супервулкана. И последствия могут оказаться не менее разрушительными.
Резкое сокращение добычи и использования нефти и угля прямо сейчас и полный отказ от ископаемого топлива в будущем – единственный рациональный выбор, который стоит перед человечеством. Изменение климата уже вторгается в нашу жизнь. А, значит, и бороться с этим злом нужно всем вместе. Как – мы попробуем рассказать в наших следующих публикациях.