На Байкале объявлено чрезвычайное положение: уникальное озеро гибнет из-за проблем с климатом. Министр природных ресурсов РФ подтвердил опасения климатических активистов. Но готов ли он назвать истинные причины проблемы?
В конце прошлого года 350.org предупреждала, что глобальное изменение климата играет ключевую роль в обострении экологических проблем Байкала. Катастрофические изменения в экосистеме, в частности массовая гибель губок и других эндемичных видов, тесно связаны с повышением температуры и уменьшением количества осадков. Изменение климата делает воду Байкала теплой и почти стоячей, ведь из-за засухи резко упал приток свежей воды в озеро. Вместе со сбросами плохо очищенных или вовсе неочищенных сточных вод такая ситуация ставит экосистему Байкала на грань выживания.
Недавно министр природных ресурсов Сергей Донской, фактически, официально подтвердил нашу правоту, заявив, что «подобного рода ситуация сложилась на Байкале в первую очередь из-за климата». В результете падения уровня воды в озере на 40 см тепло- и водоснабжение города Ангарска с населением больше двухсот тысяч человек оказалось под угрозой. В регионе объявлено чрезвычайное положение.
Катастрофические изменение в экосистеме Байкала: как было и как стало
Хотелось бы надеяться, что объявленное чрезвычайное положение поможет решить проблемы прекрасного озера, относящегося к Всемирному наследию Юнеско. Плохо то, что осознание первопричины бед Байкала – глобального изменения климата вследствие сжигания угля, нефти и газа – в России, кажется, пока так и не наступило. Причем не только на обывательском уровне, но и среди лиц принимающих решения.
Конфликт интересов
Говоря о “климате” как причине бед Байкала, министр Донской избегает употреблять сочетание “изменение климата”. Эту “лингвистическую тонкость” несложно понять, если вспомнить, что ведомство Донского в России фактически одновременно отвечает и за охрану окружающей среды, и за ее разрушение. Именно Минприроды курирует катастрофические для климата проекты, наподобие бурения в Арктике и угольных разработок в Сибири. Оба этих проекта являются настоящими “климатическими бомбами” и, согласно расчетам экспертов, недопустимы, если мы всерьез пытаемся избежать климатического коллапса. Получается, что ведомство Донского находится в крайне щекотливом положении, преследуя несовместимые друг с другом цели и не осмеливаясь публично говорить об изменении климата и его главной причине – зависимости от ископаемого топлива.
Только общественность может заставить чиновников осознать свою ответственность за Байкал. И первый шаг должен быть очень простым – нужно назвать вещи своими именами.
Масштаб проблемы
Но, может быть, дело все-таки не в глобальном изменении климата, а лишь в неблагоприятном стечении обстоятельств, редком климатическом феномене? Увы, нет – жары и засух действительно становится больше. Вспомним лесные пожары жарким и сухим летом 2010 года, аномальную засуху и смог этой осенью в Москве, продолжающееся из года в год горение сибирских лесов. Увеличение масштабов и продолжительности засух называется Росгидрометом в качестве одного из проявлений изменения климата в России, а общее количество стихийных бедствий, связанных с климатом, за последние десятилетия выросло почти в два раза.
Подобное происходит не только в России. Глобальное потепление может стать «последней каплей» для лесов Амазонки, Большого Барьерного рифа и кораллов Карибского моря. А влияние изменения климата на сельское хозяйство легко может сделать проблему нехватки продовольствия и голода актуальной даже для развитых стран.
Под угрозой находятся, например, знаменитые леса Амазонки, и так уничтожаемые вырубками невиданных масштабов. Меняющийся климат становится засушливее – и в результате резко возрастает вероятность больших лесных пожаров. В перспективе амазонским лесам грозит полное уничтожение, как предупреждают специалисты.
За последние 10 лет, леса Амазонки испытали несколько мощных засух. В 2005 году одна из таких засух охватила огромную территорию и была квалифицирована климатологами как редчайшее событие, наблюдаемое раз в столетие. Тем не менее, еще более мощная засуха повторилась всего через 5 лет – в 2010. Опасность пожаров в тропических лесах возрастает в период засухи многократно, а хозяйственное освоение, когда дома, фермы и дороги вклиниваются в лесные массивы, резко повышает вероятность возгорания.
Во время засухи пожары в джунглях распространяются с огромной скоростью Фото – independent.co.uk
Коралловым рифам засухи, понятно, не грозят, но есть другая беда: подъем температуры воды приводит к гибели зооксантелл – водорослей, живущих в симбиозе с кораллами. Кораллы без водорослей белеют и умирают. С 1979 года на знаменитом Большом Барьерном рифе зафиксировано 8 случаев массового обесцвечивания и гибели кораллов. При нынешних темпах изменения климата такие вымирания станут ежегодными примерно к 2030 году, а к концу столетия Большой барьерный риф может исчезнуть полностью.
Большой Барьерный риф © Gary Bell/Oceanwidelmages.com
Мрачные прогнозы уже стали реальностью для «младшего брата» Большого барьерного рифа – еще одного объекта Всемирного наследия Юнеско, Белизского рифа в Карибском море. Здесь гибель кораллов уже приняла такие масштабы, что риф официально внесен в категорию «всемирное наследие под угрозой». С Байкалом этого, по счастью, пока не случилось. Случится или нет – зависит от нас всех.
Обесцвечивание кораллов выглядит так asenkbelizebarrierreef.blogspot.com
Время действовать!
Во многих странах общественное движение против изменений климата уже превратилось в силу, с которой приходится считаться. Последний климатический марш в Нью-Йорке собрал 400 тыс. человек. На 13-14 февраля запланирован Global Divestment Day – когда люди и организации объединятся, чтобы прекратить инвестировать в ископаемое топливо. В России, увы, климатическое движение до сих пор воспринимается как экзотика.
Если мы хотим сохранить Байкал и другие жемчужины природного наследия, пора создавать мощное климатическое движение и у нас. Россия занимает четвертое место в мире по выбросам углекислого газа в атмосферу. Если к этому добавить выбросы от добытого в России ископаемого топлива, которе идет на экспорт, то получается, что Россия играет ведущую роль в мировом климатическом кризисе. Поэтому без активного участия России сохранить благоприятный климат будет очень сложно – а значит, сложно спасти Байкал и еще сотни и тысячи дорогих нам мест на Земле.
Первое, что может сделать РФ для предотвращение катастрофы – отказаться от своих “климатических бомб”, то есть тех углеродных проектов, выбросы от которых превышают атмосферный лимит. Это, в первую очередь, нефте- и газо-добыча в Арктике и угольные месторождения в Сибири. Именно устранение главных причин изменения климата, а не объявление местного чрезвычайного положения, поможет сохранить Байкал.
Давайте вместе донесем эту мысль до Министра природных ресурсов Сергея Донского. Напишите господину министру на его официальной стене в Фейсбуке и попросите назвать истинные источники проблемы с Байкалом. Используйте заготовку ниже или напишите сообщение своими словами.
Уважаемый Сергей Ефимович! Большое спасибо за внимание к проблемам Байкала и признание того факта, что первопричина проблем Байкала – засуха и аномальная жара 2014 года. Вы наверняка знаете, что согласно Второму докладу Росгидромета, увеличение масштаба и продолжительности засух – следствие глобального изменение климата, которое обусловлено сжиганием ископаемого топлива и происходит в России в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по планете. Поэтому чрезвычайное положение, объявленное в Иркутской области, вряд ли поможет спасти Байкал
Чтобы спасти Байкал и множество других уникальных уголков живой природы, изменение климата необходимо остановить. В конце 2015 года на саммите в Париже должно быть принято соглашение по климату. Каждая страна возьмет на себя обязательства по ограничению добычи и использования ископаемого топлива. Согласно мнению экспертов http://world.350.org/russian/2015/01/unextractableff/, необходимым вкладом России в борьбу с изменением климата будет отказ от бурения в Арктике и свертывание проектов угледобычи. Пожалуйста, помогите спасти Байкал и остановить изменение климата – откажитесь от опасных проектов!