Анализ мер по борьбе с изменением климата, запланированных разными странами, показывает: в ответ на требования миллионов людей глобальная экономика начинает изменяться. Но до победы еще далеко, и глобальное изменение климата невозможно остановить без активного участия Китая, Индии, России и ряда стран, которые принято называть “развивающимися”. Чтобы разрешить климатический кризис, экологам необходимо активно действовать в условиях обществ, не избалованных высоким уровнем экологического сознания, часто сталкиваясь с авторитаризмом и прямыми репрессиями.
Сегодня митинги в поддержку немедленного перехода на зеленую энергетику собирают сотни тысяч человек, решительные меры по сохранению климата требуют голоса ведущих ученых, Генерального секретаря ООН, Папы Римского, артистов и множества других известных людей. Политики и бизнес вынуждены осознавать серьезность положения: лидеры G7 обещают отказаться от ископаемого топлива в течение столетия, фонд Рокфеллеров изымает деньги из нефтяных активов, а министр нефти Саудовской Аравии неожиданно признает, что время нефти проходит. В конце года в Париже состоится климатический саммит ООН, от которого ожидают глобальных обязательств, идущих на смену Киотскому протоколу. Но смогут ли аргументы ученых, подкрепленные поддержкой гражданского общества, политиков и моральных авторитетов изменить святая святых современной цивилизации – глобальную экономику?
Некоторые прогнозы можно делать уже сейчас. Дело в том, что в преддверии парижского саммита многие страны опубликовали свои INDC. Эта аббревиатура означает Intended Nationally Determined Contribution – планируемый каждой страной вклад в борьбу с изменением климата. Помочь в их анализе могут сервисы наподобие climateactiontracker.org, где все обязательства сводятся вместе и анализируются.
Обсудить здесь данные по всем странам – задача непосильная. Но давайте посмотрим, что происходит по главным загрязнителям, «осчастливливающим» планету самым большим количеством парниковых газов, вносящих основной вклад в изменение климата.
Кто загрязняет сильнее? Изображение Canada Environment
Согласно статистике, к «большой пятерке» загрязнителей относятся Китай, США, Евросоюз, Индия и Россия (в порядке убывания вклада в выброс парниковых газов). На каждую из стран приходится больше 5% эмиссии , а вместе они дают больше 60% мирового выброса парниковых газов.
Китай
Эта страна с миллиардным населением и стремительно развивающейся промышленностью ответственна за почти четверть всех выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.
Впечатляют, правда, и меры, предлагаемые Китаем для изменения ситуации. Например, планируется что к 2030 году «углеродная емкость» экономики снизится больше чем наполовину: на каждый юань китайского ВВП в атмосферу будет выбрасываться на 60-65% меньше углекислоты, чем в 2005. К 2020 году 20% всей энергии в Китае должно производиться из источников, не связанных с ископаемым топливом. А еще Китай планирует высадку леса – 40 миллионов гектаров, или увеличенная в 160 раз площадь Москвы!
Планы подкрепляются конкретными действиями: например, в 2014 году Китай довел мощность своих солнечных электростанций до 28 Гигаватт. Это больше мощности всех российских АЭС, вместе взятых.
Мощность установленных в Китае солнечных батарей превышает мощность всех российских АЭС, вместе взятых – фото energydigital.com
Но… даже с учетом этих усилий выбросы парниковых газов в Китае продолжают расти вместе с ростом экономики. Предполагается, что «зеленые» тенденции возьмут верх лишь в ближайшие 10-15 лет.
США
В отличие от Китая, США заявляют о готовности снижать выбросы парниковых газов в абсолютном выражении уже сейчас: на 26-28% к 2025 году. Долгосрочная цель – снижение на 83% к 2050 году (все цифры – по сравнению с 2005). Для страны, которая в свое время отказалась подписать Киотский протокол, это явный прогресс.
Крыша калифорнийского супермаркета превратилась в солнечную электростанцию – фото wallmart.com
Позитивные изменения подтверждаются на практике – за последние 5 лет эмиссия парниковых газов в Америке снижается, а многие грязные проекты, наподобие гигантского нефтепровода KXL или добычи сланцевого газа в штате Нью-Йорк, тормозятся из-за массовых протестов.
Американцы протестуют против нефтепровода KXL – фото Jmcdaid, wikipedia.org
Понятно, что в интересах сохранения климата требуется больше. Но тут мы сталкиваемся с противодействием мощного лобби нефтяных компаний. Недавняя уступка в виде разрешения Shell бурить на американском арктическом шельфе выглядит настоящим реваншем за KXL и огромным шагом назад. Будем надеяться, что массовые протесты против Shell по всему миру помогут в конце концов похоронить опасный проект.
Евросоюз
Как и Америка, Евросоюз ставит своей целью сокращение эмиссии парниковых газов – на 40% от уровня 1990 года к 2030 году и на 80-95% к 2050. Пожалуй, это самая амбициозная цель среди всей «большой пятерки» загрязнителей.
Как Евросоюз планирует сокращать выбросы углекислоты (и, соответственно, потребности в ископаемом топливе) – график climateactiontracker.org
При этом эмиссия парниковых газов в Евросоюзе стабильно снижается в течение последних 25 лет. Эксперты говорят, что снижается недостаточно быстро, и для достижения декларируемых целей потребуются дополнительные меры по стимулированию энергосбережения и перехода на «зеленую» энергетику.
Чтобы выполнить свои обязательства, Европе потребуется дополнительное стимулирование зеленой энергетики – фото Guardian
Индия
Индия, как и Китай, говорит о снижении интенсивности выбросов на единицу ВВП вместо снижения эмиссии в целом. Но поставленные цели намного менее амбициозны, чем китайские: речь идет о снижении на 20-25% количества парниковых газов на единицу ВВП к 2025 году (по отношению к 2005). При этом планируются высокие темпы роста экономики, так что общий уровень эмиссии довольно резко растет, причем в отличие от Китая – нет никаких внятных прогнозов по достижению пика эмиссии.
Принимаемые меры замедлят, но не остановят рост выбросов углекислоты в Индии – график climateactiontracker.org
При этом индийское руководство занимает довольно агрессивную позицию по отношению к экологическому движению. Например, в стране была развернута кампания против экологических НКО, очень напоминающая охоту на «иностранных агентов» в России. В то же время, тропическая страна с огромным населением сильно ощущает глобальное изменение климата в виде волн жары и засух, к которым добавляются загрязнение атмосферы (особенно при сжигании угля), вырубка лесов, мусор – и прочие экопроблемы. К тому же изобилие солнца (тропики!) и ветра (огромное побережье) создают очень хорошие предпоосылки для развития возобновляемой энергетики.
“Нет углю!” – требуют индийские активисты. Фото TheHindu
Россия
На пятом месте списка загрязнителей стоит Россия. Она тоже представила планы противодействия разрушению климата: речь идет о снижении эмиссии на 25-30% к 2030 году. На первый взгляд, звучит неплохо. Но дьявол прячется в деталях: в российском документе речь идет о снижении по отношению к уровню 1990 года, то есть до момента краха советской промышленности. За 90-е – эмиссия сократилась раза в полтора. Так что декларируемое «снижение» означает на самом деле рост. Кроме того, эксперты критикуют тот факт, что основной упор в российской климатической политике делается на леса, которые якобы «связывают» большую часть выпущенной в атмосферу углекислоты. Частично это правда – но при условии бережного к этим лесам отношения. В реальности же варварская вырубка и лесные пожары вывели Россию на первое место в мире по темпам потери лесов, причем изменение климата усугубляет ситуацию (пример – гибель елей под Москвой, пожары в Сибири).
Активисты прорвались к месту вырубки чтобы спасти кусочек леса, который российская климатическая политика считает таким важным для борьбы с изменением климата- фото Эхо Москвы
По-видимому, все это повлияло на экспертов climatetracker.org, которые оценили обязательства России как «неадекватные» – единственный случай среди рассмотренных нами стран «пятерки».
Итоги
Какие же выводы напрашиваются? Начнем с хорошего: как минимум три «топовых» загрязнителя (Китай, США, ЕС) явно рассматривают проблему климата всерьез и начинают от слов переходить к делу, менять структуру своих экономик в сторону постепенного отказа от ископаемого топлива.
Теперь о плохом: Если даже считать “безопасным” (как это делается в докладе экспертов ООН) повышение глобальной температуры на 2 градуса Цельсия, то нынешние меры будут недостаточны. А ведь уже при нынешнем повышении температуры (менее 1 градуса) мы наблюдаем резкий рост количества стихийных бедствий и прочих проблем.
Глобальные прогнозы показывают, что в случае реализации нынешних мер ожидаемый подъем температуры – около 3 градусов, т.е. где-то посередине между апокалиптическими четырьмя градусами, сулящими катастрофу невиданного масштаба, и условно-безопасными двумя. Так что потребуется еще много усилий (прежде всего – гражданского общества и НКО), чтобы климатический кризис был разрешен.
А вот еще любопытный вывод: роли разных стран в глобальной картине могут сильно измениться. При условии выполнения всех обещаний, к 2030 году, например, эмиссия углекислоты Индией может практически сравняться с США, а Россией – со всем Евросоюзом. Лидером, скорее всего,будет оставаться Китай, но при этом и другие страны, не вошедшие в наш мини-обзор, тоже могут начать играть ключевую роль в глобальной ситуации.
Для экологического и климатического движения это означает необходимость в будущем научиться эффективно работать в достаточно жестких условиях стран, не избалованных высоким уровнем экологического сознания, часто сталкиваясь с авторитаризмом и прямыми репрессиями. Первые победы одержаны, но до окончательного разрешения климатического кризиса еще очень далеко.