Журналистское расследование показало: Нефтяная индустрия знала правду об измении климата с 1970-х. И старалась, чтобы больше ее не узнал никто 

15 октября Билл МакКибен, всемирно известный борец за сохранение климата, один из основателей 350.org, автор дюжины книг и лауреат престижнейших международных премий, предпринял необычный шаг. Он пришел на заправку Exxon, развернул плакат «Эта колонка временно закрыта», и символически заблокировал ее работу. Полиция в конце концов задержала знаменитого активиста – к счастью, не надолго.

bill

Почему Билл решил столь отчаянным жестом привлечь внимание к  крупнейшей (и самой прибыльной) нефтегазовой компании?

Ответ нужно искать в конце далеких 70-х. Начиналось все хорошо – процветавшая уже тогда Exxon нашла возможность финансировать научные изыскания по разным направлениям, связанным с нефтью и прочим ископаемым топливом. В том числе, компания заинтересовалась  возможным влиянием сжигания углеводородов на климат – ведь о возможности «парникового эффекта» ученые предупреждали еще в 19 веке.

Исследования проводились с размахом. Например, один из танкеров компании был, по сути, переоборудован в научное судно, которое бороздило Мировой океан, измеряя концентрацию углекислоты, температуру воды и воздуха и прочие параметры.

Выводы ученых компании были неутешительными для бизнеса Exxon. Как выяснили журналисты из проекта Inside Climate News, еще в 1978 году один из ведущих ученых Exxon описывал проблему таким образом: «…наиболее вероятная причина изменения человечеством глобального климата – это выбросы диоксида углерода при сжигании ископаемого топлива». «Имеющиеся сейчас данные позволяют думать, что у человечества есть от 5 до 10 лет до того, как потребность в жестких решениях относительно энергетической стратегии может стать критической».  

Еще в 1985 руководитель научной программы Exxon г-н  Фланнери делился в открытой печати прогнозами, согласно которым к концу 21 века рост глобальной температуры достигнет катастрофического уровня 6 градусов Цельсия, если сжигание ископаемого топлива не будет ограничено – прогноз, в точности соответствующий худшему сценарию сегодняшних климатологов!

Если бы Exxon сочла нужным и дальше вести подобные исследования и делиться их результатами, то эффективные меры по борьбе с изменением климата, вероятно, были бы уже приняты. Но бизнес-интересы взяли верх, и вместо этого Exxon развернула мощную лоббистскую кампанию по обработке общественного мнения и официальных лиц в ключе, совершенно противоположном мнению нанятых компанией ученых.

Эта компания стала одним из основателей лоббистской «Глобальной климатической коалиции» (Global Climate Coalition – GCC), включавшей в себя другие нефтяные и автомобильные компании. Стратегическая задача была – посеять сомнения в выводах науки и добиться отказа США от участия в Киотском протоколе.

Журналистские расследования показали, что под эгидой Exxon была развернута настоящая «фабрика троллей», задачей которой было раздувать в СМИ естественные расхождения во взглядах и оценках ученых до уровня, якобы подтверждавшего отсутствие согласия по причине изменения климата вообще. В ход шли классические приемы пропаганды: замалчивание одних фактов и выпячивание других, отдельные маргинальные мнения выдавались за мейнстрим, а чтобы эти маргинальные мнения не переводились,  – деятельность немногочисленных «климатических скептиков» в научном сообществе исправно финансировалась лоббистами.

Trolls

Нефтяники не брезговали и тем, что у нас принято называть «административным ресурсом»: во времена правления «дружественных» нефтяному бизнесу Бушей, компания добивалась увольнения с государственной службы ученых и чиновников, поддерживающих принятие жестких мер по борьбе с изменением климата. Наблюдатели отмечают  сходство проводившейся Exxon кампании с тем, что делали табачные фирмы, обнаружив, что многочисленные медицинские данные об опасности курения заставляют общество принимать ограничивающие курение законы. Только здесь от действий компании зависела не жизнь отдельных людей, а будущее цивилизации.

Лоббистские усилия, увы, во многом увенчались успехом: в 2001 году президент Буш отказался ратифицировать Киотский протокол, подав тем самым очень плохой пример множеству стран. Человечество осталось отброшенным на десятилетия назад в борьбе с изменением климата. В своей статье в Guardian Билл МакКибен дал такую характеристику роли Exxon в истории:

«…эта компания имела уникальную возможность изменить к лучшему ход мировой истории – и вместо этого изменила его к неизмеримо худшему. Руководствуясь жадностью, Exxon сделала для того, чтобы погубить нашу планету больше, чем какая-либо другая организация».

Билл был не одинок – разоблачения расследователей положили начало широкому общественному движению против Exxon. С новостями кампании можно знакомиться в соцсетях по тегу #ExxonKnew (Экссон знала…).  Даже некоторые конгрессмены-республиканцы, традиционно  лояльные к нефтяному бизнесу, стали требовать  привлечения компании к ответственности по ряду статей, включая обман потребителей.

Факты подтверждают, что речь действительно идет о циничном и злонамеренном обмане. Пока пиар-службы компании убеждали, что глобальное потепление – всего лишь непроверенная гипотеза, сама Exxon планировала свою деятельность на основе прогнозов об изменении климата. Например, оценивая перспективы бурения в Арктике (море Бофорта), компания делала ставку на потепление, благодаря которому море будет свободным от льдов не 2, а целых 5 месяцев в году.  

Пока непонятно, насколько сильно поднявшееся возмущение ударит по Exxon. Но уже ясно другое: десятилетиями «климатический скептицизм» финансировался и продолжает финансироваться расчетливыми циниками, отлично знающими реальное положение вещей. И вряд ли это происходит только в Америке.