В странах бывшего СССР последние годы появилось множество инициативных групп, вынужденных буквально сражаться за любимые леса и парки. “Битва за лес” превращается в ежедневную рутину: пока эта статья готовилась к печати – на почту пришло очередное жуткое видео из подмосковного поселка Зеленый, где защитников леса атакуют нанятые застройщиком боевики с топорами и пистолетом . Активисты-лесозащитники часто недостаточно хорошо представляют себе проблемы глобального климата и не читают докладов IPCC. Но, тем не менее, их борьба – неотъемлемая часть всемирного климатического движения.
Роль лесов в климатическом балансе
Человечество медленно, но верно проникается мыслью, что изменение климата – это серьезно. Лучшие инженерные умы пытаются сократить количество углекислоты, выбрасываемой нашей цивилизацией в атмосферу. Одно из решений – вот такая замечательная установка, которую хотят построить в Техасе, чтобы загнать «выхлоп» от тепловой электростанции глубоко под землю, сохраняя чистым атмосферный воздух.
Правильно это чудо техники называется Carbon Capture and Storage Facility (CCSF) – установка по улавливанию и удержанию углерода.
Но, как это часто бывает, природа опередила изобретателей. Это стало ясно сравнительно недавно, когда ученым и международным организациям удалось определить, какую роль играют леса в сохранении жизни и поддержании благоприятного для нее климата.
Оказалось леса – естественная установка по улавливанию и хранению углерода невиданной мощности: общее количество углерода в живых и мертвых растениях и почве лесов на планете составляет около 1000 гигатонн Это больше, чем содержание углерода во всей земной атмосфере – с учетом выбросов от человеческой деятельности.
Сначала считали, что старые леса – как бы заполненные хранилища углерода: поглощение углекислоты при росте новых деревьев компенсируется выделением при гниении умерших. Но последние исследования показываю, что леса способны накапливать с каждым годом все больше углерода – в том числе, за счет увеличения мощности органических отложений в почве.
Идеальной CCSF оказались торфяники – которыми так богаты леса умеренной и таежной полосы России. Всего на долю торфяников в мире приходится около 500 гигатонн углерода – половина всего запаса, сосредоточенного в лесах.
Американский Депратамент сельского хозяйства нашел остроумный способ учитывать вклад лесов в борьбу с изменением климата: они определяют количество автомобилей, выхлопные газы которых американские леса нейтрализуют в течение года. По их оценкам получается, что леса «нейтрализуют» 135 миллионов машин (больше половины автомобильного парка страны!)
Леса и деятельность человека
Мы начали рассказ о роли лесов с описания CCSF установки в Техасе. Нет сомнения, когда это чудо ценой почти полмиллиарда долларов будет построено – его станут беречь и охранять. Любители пикника на воздухе не смогут поджечь его неосторожно разведенным костром, а местным бизнесменам и в голову не придет снести его бульдозером, чтобы построить «элитный» жилой квартал.
Иное дело – лес. Отношение человека к лесам издавна не соответствовало той роли, которую они играют в климатическом балансе. Сегодня уничтожение лесов в мире идет устрашающими темпами, и непосредственно приводит к выбросу в атмосферу 1,5 – 2 гигатонн углерода ежегодно (данные 2001 года). Это не более 30% от эмиссии парниковых газов, возникающей и-за сжигания ископаемого топлива (6,5 гигатонн). Вроде не так уж много, но вот что важно: при эмиссии человеком 6,5 гигатонн ежегодный прирост количества углекислоты в атмосфере оказывается все-таки в два раза меньше (3 ГГт). Остальное планета оказывается способной, так сказать, “переварить”. И леса играют в этом процессе важнейшую роль – поэтому последствия их уничтожения намного хуже, чем может показаться на первый взгляд.
Темпы сжигания ископаемого топлива современной цивилизацией настолько велики, что естественные механизмы регуляции уже не справляются. Лес не выдерживает слишком быстрого изменения климата: деревья сохнут, поражаются вредителями, начинаются лесные пожары, выбрасывающие в атмосферу больше и больше углерода. Вклад вносят и засухи, масштаб которых быстро увеличивается. Ученые говорят в таких случаях, что система теряет устойчивость, а раздел науки, изучающей подобные процессы, называется «теория катастроф».
Так что леса сегодня находятся под двойным прессингом со стороны человечества: местные вырубки и глобальное потепление вместе работают над тем, чтобы разрушить самое большое на суше хранилище углерода. Если им это удастся – мало не покажется никому.
Продолжение – Как активисты “подарили” 500 электромобилей жителям подмосковного Селятино
Михаил Матвеев,
350.org