В падении цен на нефть многие в России склонны видеть  то ли секретный план наказания за «Крым наш», то ли козни коварных саудитов. Между тем все намного проще – нефть должна была упасть, и это очевидно любому, кто пытался  хоть немного изучить ситуацию. Я, например, не считаю себя экспертом по нефтяному рынку – но еще пару месяцев назад  говорил, что падение цены на нефть рано или поздно произойдет и поставит под вопрос и без того сомнительные планы России по арктическому шельфу. 

Начнем с того, что потребление нефти в развитых странах не растет уже практически 10 лет, а в Европе или, например, Японии – заметно падает.

oil.jpg

Динамика ежедневного потребления нефти за последние годы по данным eia.gov 

Это и понятно: количество машин на душу населения достигло максимума, а дальше – «работает» технический прогресс: эффективность двигателей растет, значит – расход горючего падает. Тот же процесс наблюдаем сегодня и в авиации.

Да, парк машин в развивающихся странах продолжал расти, обеспечивая мировой рост потребления нефти. Впрочем, вряд ли стоило серьезно  рассчитывать, что в целом небогатые китайцы, индусы или бразильцы смогут и захотят до бесконечности финансировать роскошь нефтяных шейхов или дорогие затеи российских олигархов с чиновниками. Первое место Китая по вложениям в возобновляемую энергетику – наглядное подтверждение того, что эта страна как никто другой озаботилась созданием альтернативы ископаемому топливу. 

Поэтому приходится удивляться, что высокие цены продержались так долго.  Милов, вероятно, прав: долгое время играли роль завышенные ожидания применительно к нефтяной отрасли, отразившиеся в неоправданно высокой цене фьючерсов.   Рассуждения инвесторов могли выглядеть примерно так: машин будет становиться все больше (в первую очередь – за счет развивающихся стран), а нефти в земле будет оставаться все меньше. Вывод – нефть в будущем может только дорожать. Владения  в «нефтянку» казались беспроигрышным вариантом инвестиций, а нефтяные компании чувствовали, что могут не спешить снижать цены и идти навстречу потребителям – ведь в будущем та же нефть даст еще больший доход!

Что же изменилось? Обычно говорят про увеличение нефтедобычи в США и сокращение темпов роста экономики– и это, разумеется, сыграло роль. Но американская сланцевая нефть не такая уж дешевая,  ее добыча связана с большими издержками (включая загрязнение грунтовых вод и неизбежные протесты), а запасы не так велики. Поэтому в России, кажется, до сих пор надеются, что «недоразумение» с нефтяными ценами будет улажено, и все вернется на круги своя.

Но есть один важный фактор, который у нас игнорируют – хотя он намного важнее сланцевой нефти. Дело в том, что нефть постепенно перестает восприниматься как «безопасная гавань» для долгосрочных инвестиций – скорее, наоборот.

О предупреждениях климатологов, что сжигание ископаемого топлива приводит к недопустимому изменению климата – известно довольно давно. До последнего времени западная бизнес-элита (а тем более – российские власти) пропускали эти предупреждения мимо ушей и, вероятно, посмеивались между собой над чудаками-учеными, предлагающими оставить в земле большую часть разведанных запасов нефти.   Но в последние годы ситуация стала меняться.

Во-первых, оказалось, что климатический активизм – это не горстка «маргиналов», готовых отказаться от благ цивилизации, а одно из мощнейших общественных движений современности, способное вывести на улицы Нью-Йорка почти полмиллиона человек.

Более 400 тысяч участников Народного климатического марша в Нью-Йорке потребовали решительных шагов по отказу от ископаемого топлива – фото avaaz.org

Официально численность климатического марша в Нью-Йорке, прошедшего 21 сентября – составила 400 тысяч, еще десятки тысяч вышли в других городах мира. С  такой силой можно соглашаться или не соглашаться – но считаться все равно придется. И это – первое, что не могло не обратить на себя внимание аналитиков и инвесторов. Тем более, что экологи развернули широкую кампанию под лозунгом Divest!  – вывод инвестиций из отраслей, разрушающих климат. Кампанию, кстати, поддержали знаковые  для бизнеса фигуры, включая  семейство Рокфеллеров, объявившее свой фонд свободным от инвестиций в ископаемое топливо. Кошмар инвестора – что  «углеродный пузырь» лопнет, поскольку общество заставит политиков и бизнес отвернуться от ископаемого топлива – еще не стал реальностью, но уже перестал казаться фантастикой.  

Второй фактор, влияющий на ситуацию – понемногу стала вырисовываться «зеленая» альтернатива нефти. Современный электромобиль, например, не производит впечатления чего-то слабого и нефункционально, как одно-два десятилетия назад

Тест-драйв электромобиля Tesla S в зимнем Барнауле

Ну а развитие источников чистой энергии, от которых такие машины смогут “заправляться”, происходит  невиданными темпами

Увеличение мощности ветряных электростанций в мире – Wikipedia.org

Оказывается, экологически чистое топливо можно использовать даже для… боевых самолетов! Американцы, например, ухитрились заправить биотопливом палубные штурмовики F-18

Можно возразить, что электромобили пока очень дорогие, а возобновляемая энергетика делает только первые шаги. Но их уже достаточно для самого главного: чтобы мир увидел альтернативу, а инвесторы крепко задумались: стоит ли вкладываться по-старинке в ископаемое топливо? И вот уже такой крупнейший инвестор, как  Норвежский пенсионный фонд,  не только заявляет о готовности вкладываться в альтернативную энергетику, но и обсуждает постепенный отказ от инвестиций в нефть.

Это, конечно, еще не лопнувший углеродный пузырь – но для перегретого нефтяного рынка даже небольших  колебаний настроений инвесторов может быть уже  достаточно, чтобы начать обвал.

Предсказать дальнейшее развитие событий довольно сложно. Как ни странно, слишком резкое падение цен на нефть может затормозить развитие «зеленой энергетики» – сделав нефть опять привлекательной и дешевой альтернативой. Тогда история с взлетом и падением нефтяных цен может повториться вновь.

Но уже понятно: делать ставку на стабильно высокие нефтяные цены – плохая идея. Bloomberg сообщает, что падение цен на нефть ставит за грань рентабельности нефтяные проекты на общую сумму больше триллиона долларов, включая печально известный проект американского супер-нефтепровода KXL, вызвавший множество протестов экологов. В случае России, под вопросом оказывается в первую очередь авантюра с бурением в Арктике: пожирая миллиарды из Фонда национального благосостояния, этот проект может оказаться полностью нерентабельным.

Очень хочется верить, что падение нефтяных цен заставит все-таки российские власти пересмотреть приоритеты. И правда – разве не преступно топить средства в заполярных морях, рискуя придти к экономическому и экологическому краху – когда немалая часть центра страны выглядит примерно так?

25543e3868429b383f3b39fce458568b.jpg

Город Старица, Тверская область. Главная городская набережная.

Впрочем, надежда, что в правительстве найдутся здравомыслящие люди, способные противостоять лобби Газпрома и Роснефти – исчезающе мала. Не пора ли гражданам России проснуться от апатии и помочь власти найти более приемлемый вариант развития событий? Ведь расплачиваться за последствия придется им, а не лоббистам.