Пытаясь ослабить энергозависимость от России, за последнее десятилетие Украина ввела беспрецедентные льготы по налогам и тарифам для возобновляемой энергетики. Увы, вместо расцвета «зеленой энергетики» – страна  столкнулась с неожиданным сопротивлением карпатских горцев, недовольных строительством ГЭС на малых речках.  Украинский опыт показал, что «зеленая экономика» и борьба с изменениями климата – это не только тарифы,  налоги и технологии. Главное– изменение самого общества и его отношения к окружающей среде.  

Среди государств бывшего СССР Украина оказалась лидером в развитии «зеленой энергетики» – со своим льготным тарифом, позволяющим производителям  альтернативной  энергии продавать ее в сеть по цене много большей, чем обычные электростанции. Разработчики тарифа старались стимулировать распределенную «малую генерацию», и предусмотрели дополнительные выгоды для совсем маленьких электростанций  0,2-1,0 МВт. Мало того – многие предприятия возобновляемой энергетики получили 10-летнее освобождение от налога на прибыль.

Теоретически, это должно было привести украинскую  альтернативную энергетику к процветанию – во благо украинского государства, жаждущего избавления от российского нефтегазового диктата. На практике эти меры привели, в том числе, к острому конфликту между горцами Карпат, пытающимися сохранить первозданную горную природу – и бизнесом, почувствовавшим вкус к деньгам от продажи электроэнергии малых ГЭС на горных речках. Конфликт длится уже не меньше двух лет.

“17 июня жители сел Голошино и Белая Речка установили блокпост и перекрыли дорогу, ведущую в сторону Румынии вдоль реки Белый Черемош. На такой отчаянный шаг горцев толкнула неспособность  власти остановить строительство малой ГЭС в с. Голошино Верховинского района, которое ведется ООО «Гидропауер». Напомним, что ООО «Гидропауер» (учредители – оффшорные компании с Виргинских островов и Кипра) ведет строительство ГЭС с множеством нарушений. В мае и июне в с.Голошино проводились повторные общественные слушания, на обоих из них община единогласно проголосовала против строительства любых ГЭС на р.Белый Черемош. Экологи и общественные активисты неоднократно предупреждали, что горцы настроены решительно, и если власть их не услышит – они будут идти на крайние меры”пишет в Фейсбуке Алексей Василюк  экологический активист, выступающий против ГЭС.

Местные городские советы встречают «пионеров» зеленой энергетики тоже далеко не с  распростертыми объятиями: “Сессия Чертковского городского совета (Тернопольская область) вторично отказалась поддержать строительство малой ГЭС на речке Серет (левый приток Днестра)”

Чтобы понять страхи экологов и местных жителей – достаточно  взглянуть на фотографии и оценить, какой ущерб будет нанесен горным ландшафтам прокладкой ржавых труб.

Малая ГЭС в Карпатах – фото pryroda.in.ua/

Сцена на берегу горной речки – pryroda.in.ua

 

Вот эти трубы планируется “вписать” в карпатский пейзаж – pryroda.in.ua

Благополучие местных жителей полностью зависит от туризма – поэтому у них есть все основания для беспокойства:

“У нас строят и плотины, и деривационные ГЭС. Мы понимаем, когда будет большой забор воды, будет уменьшаться уровень воды в реке, соответственно уменьшится уровень грунтовых вод. Мы живем все на уровне реки, соответственно упадет вода в колодцах. У нас есть  пример на реке Пробойновка, где уже действуют две ГЭС, мы видим, что там вода то есть, то ее нет, то она грязная, то она какая-то с мазутом”,– рассказывает жительница села Тамара Тимофийчук. – “У общины села согласия ни никто не спрашивал. Они рвут скалу, опять же – будут провоцироваться оползни. Когда перегородят реку, исчезнет форель. А о каком туризме можно говорить, если несколько километров река пойдет в огромных ржавых трубах? Поэтому мы категорически против любых ГЭС, мы хотим, чтобы это осталось рекреационной зоной, у нас есть нетронутая природа и пусть бы она такой сохранилась”.

(подробнее  – см.  на сайте priroda.in.ua  )

Государственные экологические инспекторы разделяют опасения местных жителей. Строителей ГЭС уже штрафовали за ущерб речной экосистеме – но копеечные штрафы неспособны остановить бизнесменов, предвкушающих хорошую выгоду.

Удивительно, но столкнувшись с гражданским сопротивлением, «зеленые бизнесмены» повели себя ничуть не лучше, чем любая нефтегазовая компания вроде «Газпрома». Ими был испробован весь арсенал продавливания непопулярных решений –начиная от игнорирования результатов общественных слушаний и ведения массированной пиар-кампании против активистов , и кончая наймом военизированных формирований для того, чтобы заставить местных жителей держаться подальше от строительства.   

Несмотря ни на что, местным удалось не просто успешно противостоять строителям, но и одержать первые победы: планы строительства четырех станций отменены, судьба еще нескольких должна решиться в ближайшее время. Плохо то, что вместе с новостями о первых победах активистов пришла новость  об отмене Верховной Радой налоговых льгот для ВСЕХ предприятия возобновляемой энергетики. Несомненно, карпатский конфликт не только внес свою лепту в принятие сомнительного  решения, но и будет дальше способствовать разочарованию украинского общества в возобновляемой энергетике – к радости лоббистов сланцевого газа или угля. В таких условиях на повестку дня ставится вопрос, как долго сможет продержаться сам «зеленый тариф».

Почему же «зеленая энергетика» стала проклятием для экологов и местных жителей? Ответить на этот вопрос очень важно, поскольку похожие проблемы наблюдаются на всем постсоветском пространстве. Недавно, например, мне пришлось наблюдать аналогичную ситуацию в Грузии – «малая» ГЭС строится на горной речке рядом с национальным парком, предположительно турецкой компанией, без каких-либо консультаций с местным населением. В Сибири активисты протестуют против новых ГЭС, которые строятся, чтобы продавать энергию в соседний Китай. И это проблема не только гидроэнергетики: любой «зеленый» бизнес – это  все-таки бизнес, вполне способный наносить ущерб окружающей среде. Тем более, что используемые им методы «решения» проблем с активистами и местным населением иногда не слишком отличаются от тех, что используются коллегами из более традиционных бизнесов.

Чтобы понять суть проблем, нужно прежде всего посмотреть, какими методами внедрялась «зеленая энергетика» в Карпатах. Никто не спросил у местных жителей – а нужна ли им эта электроэнергия вообще? Тем более – никто не поинтересовался их мнением относительно типа станции (гидро, солнечная, ветряная), или места ее расположения. Горцы часто узнавали о планах гидростроителей только тогда, когда рабочие уже появлялись на стройплощадке – типичная ситуация для пост-советского пространства, достаточно вспомнить печально знаменитую платную трассу через Химкинский лес  , да и множество других опасных проектов

Слишком часто государственные чиновники оказываются подобающим образом «мотивированными», чтобы открыто поддерживать непопулярные проекты – или, как минимум, закрывать глаза на все нарушения при их реализации.   В нашем случае украинские активисты говорят о коррупции, берущей начало еще в недрах режима Януковича. Кажется, их обвинения имеют под собой вполне веские основания. Так что отсутствие демократии и коррупция сыграли, без сомнения, ключевую роль в превращении «зеленой энергетики» из панацеи в проклятие для жителей Карпат.

Поэтому первое необходимое условие для перехода к успешной «зеленой экономике», от которой выиграет все общество, а не только горстка бизнесменов и чиновников  – это внедрение реальной демократии и успешная борьба с коррупцией. Там, где нет эффективных инструментов влияния общества на решения власти–чиновники и бизнесмены смогут всегда «договориться», оставив в проигравших и общество, и окружающую среду. Очень надеюсь, у Украины хватит сил на построение эффективной демократии и борьбу с коррупцией, несмотря на все внешние и внутренние проблемы.

Открытым, тем не менее, остается вопрос: достаточно ли победить коррупцию и обеспечить участие общества в принятии решений для того, чтобы сделать «зеленые» решения реально зелеными? Лично я, например, сомневаюсь. Достаточно вспомнить, как сырьевые компании лоббировали добычу сланцевого газа и нефти в такой стране с устоявшимися демократическими традициями, как США  .

Кстати, местные жители не всегда оказываются лучшими союзниками экологов – особенно если им обещана доля доходов от разрушения окружающей среды. Вспоминаю американскую активистку, рассказывавшую о своем опыте борьбы за леса Амазонки: как только местные поняли, что уничтожение леса позволит выращивать больше прибыльного «зеленого» биотоплива – экологи стали их злейшими врагами.

Поэтому вряд ли будет ошибкой сказать, что для настоящего прогресса «зеленой экономики» и энергетики требуется широкое распространение экологических идей, осознание большинством населения того факта, что в современном мире  ценность  Природы несоизмеримо выше любых доходов и выгод, получаемых за счет ее разрушения. Только такое общество сможет успешно сдерживать поползновения лоббистов опасных проектов, какие бы сладкие сказки о «зеленой энергетике» или «энергетической независимости» они не рассказывали. Формирование такого общества – долгий процесс. Но мы видим, что следование  соблазну «быстрых решений» приводит к противоположным результатам – люди разочаровываются не только в предлагаемых решениях, но и в самой идее «зеленой энергетики».  Именно поэтому прислушиваться к мнению людей, настаивающих на сохранении нетронутой природы – важнейшая часть борьбы против изменения климата.

Так что «зеленая экономика» – это не только о налогах, тарифах и технологиях. Это, прежде всего, – об изменении самого общества, и того, как это общество относится к окружающему миру. Задача, конечно, сложная – но решить ее надо.

Хороший пример ответственного подхода к реализации зеленых проектов показывает недавно запущенная  мастерская климата. Хотя ее проекты малы, они показывают правильный подход, поскольку местные интересы принимаются во внимание с самого начала. Будем надеяться, что власть и бизнес смогут повернуться лицом к подобным проектам – в Украине и повсюду.

Вы можете поддержать украинских активистов, борющихся против проектов ГЭС  на Карпатах, подписав их петицию