Публикуем интервью, данное координатором 350.org по странам Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии Олегом Изюменко редактору украинского портала «Общественное пространство» Любови Еремичевой (оригинал интервью на украинском языке был опубликован на www.civicua.org/news/view.html?q=1614596)
Олег Изюменко: «Мы — первое по-настоящему глобально объединённое поколение, у которого есть целостное видение мира и понимание его экологических проблем»
— Олег, какие у тебя ценности и мечты? Что движет тобою?
Мною движет желание избежать страданий, сломанных судеб, потерянных жизней для всех тех людей, которые могут пострадать от экологической катастрофы и от планетарного климатического кризиса.
— А какая мотивация лично для тебя?
Мне сложно разделить работу и личную миссию, потому что мне кажется, что одно из высших предназначений жизни — служить другим, помогать ближним, делать свой вклад и приносить пользу — и в этом каждый человек может найти счастье и удовлетворение. Конечно, про деньги я не забываю и стараюсь, чтобы профессиональная деятельность приносила мне хлеб насущный, но материальный доход — далеко не самая главная мотивация для меня.
— Расскажи немного о том, как ты пришел в движение, о своей роли в нем. И в чем, на твой взгляд, залог успеха 350.org?
Не следует преувеличивать мою роль. Я не думаю, что она была какой-то ключевой, скорее поддерживающей. Весной 2008 года я случайно наткнулся в интернете на сайт 350.org. И меня обрадовало, что наконец-то появилось одно число, которое просто понять — как здорово, что есть такой доступный показатель! Потому что раньше, когда мы пытались коммуницировать тему изменений климата простым людям, мы приводили массу фактов, чисел, графиков и конечно это всё смешивалось в сознании обывателей. Для себя я решил, что буду распространять весть о значимости числа 350 по мере моих личных возможностей. Осенью 2008 года на Европейском Социальном Форуме я встретился с одним из основателей движения 350.org Джереми Осборном (Jeremy Osborn). Затем включился активно во все акции 350.org на климатических переговорах ООН в декабре в Познани (Польша). Очень понравились люди в этом движении, прекрасная молодёжь! Весной 2009 года 350.org объявило о наборе практикантов на позицию многоязычных европейских координаторов. Я подал заявку. Вскоре мне сообщили, что будут рады меня видеть в европейском офисе 350.org в Берлине. Там я получил прекрасный опыт не только с профессиональной точки зрения, но и с позиции дружбы и тех отношений, которые мы создавали вместе с другими лидерами и участниками этого движения. Надо сказать, что в 350.org неформальная часть — дружеские отношения и личный контакт — имеют такое же значение, как и чисто рабочий процесс. Я думаю что это — один из факторов успеха; то, что в 350.org мы видим доверие и дружбу, взаимопомощь и поддержку — как непременные материалы для строительства движений. Дружба и солидарность являются одной из самых прочных сил, которые соединяют людей вместе. Плюс доверие организаторам по всему миру. То есть то, как охотно и свободно мы делимся своим брэндом и говорим, что если логотип 350 помогает вам в вашей работе — то, пожалуйста, не стесняйтесь ставить его куда угодно, считайте себя частью единого движения.
— Это похоже на принципы Greenpeace?
Это похоже на Greenpeace в период его основания и становления. Потому что сейчас Greenpeace стал большой структурой, в которой есть своя иерархия. Дело в том, что организация принципиально не получает пожертвований от корпораций и правительств. И, конечно, чтобы держать этот брэнд в чистоте и защищать свою добрую репутацию, необходим контроль. Поэтому нету такого доверия к добровольцам и организаторам, которые хотели бы использовать брэнд Greenpeace. То есть на организацию работают эксперты, профессионалы в своей области. Мы поддерживаем регулярный контакт с высшим руководством Greenpeace International. Они считают, что для того, чтобы их организация выжила и была успешной в 21-м столетии, Greenpeace должен взять уроки у таких открытых низовых массовых движений как 350.org То есть чуть больше доверять волонтёрам и местным организаторам. Чтобы люди не только жертвовали деньги или подписывали время от времени петиции, но также и могли приложить свои личные усилия, предпринять личные действия в той работе, которую ведёт организация.
— Ты веришь, в то, что можно изменить мир с помощью социальных движений. Какой на твой взгляд критерий не обратимых изменений в лучшую сторону? Что такого должно случиться, чтобы понять, что мир уже изменился. Может, все люди должны выйти на улицу с требованиями?..
Мне кажется, что изменения произойдут не когда будет подписан очередной протокол или договор, а когда эти изменения затронут все стороны общества и изменят саму культуру. Когда все структуры нашего общества станут климатически-нейтральными и климатически-дружелюбными. Когда людям не надо будет, как ты говоришь, выходить на улицы. Когда они смогут работать, учиться, отдыхать с друзьями, не задумываясь об изменениях климата, потому что необходимости постоянно делать сложный выбор в своей повседневной жизни просто уже не будет. Просто потому что институты общества будут в гармонии с планетой и людьми. И когда для политиков станет приоритетом достижение этой гармонии. Человечество готово пережить новый виток своего развития — когда мы научимся заботиться о самих себе, о своих близких и о нашем общем доме, Планете Земля.
— Какие, на твой взгляд, вызовы нашего поколения? Что нового мы принесем в этот мир?
Мне кажется, что наше поколение несёт много чего нового в мир и я вижу только положительное. Я постоянно встречаю много разных людей из разных стран. Во мне много оптимизма и уверенности, что все получится и что эти изменения уже не за горами. У нашего поколения есть новое видение этого мира. Мы не видим этот мир разделенным на части, на национальные границы. Мы не видим в иностранцах врагов, чужаков. Мы видим в них наших братьев и сестер и они нам интересны — их угол зрения, их различия от нас в культурном плане, в религиозном. Тем более, что сейчас у нас есть такие инструменты для поддержания связи с друзьями по всему миру, как фейсбук, твитер. И вот смотри — я сейчас на юге России, ты — в Киеве, а мы с тобой так запросто общаемся по скайпу и нам это ни копейки не стоит. Несколько поколений назад такая возможность встречалась только в сказочных историях. То есть мы — первое по-настоящему глобально объединенное поколение, у которого есть целостное видение мира и понимание его экологических проблем.
— Будущее 350. Какое оно, на твой взгляд?
Это сложный и интересный вопрос. Первоначально мы хотели закрыть 350.org после переговорной сессии ООН по климату в Копенгагене в конце 2009 года. Мы верили в успех политического процесса, в то, что будет подписан эффективный, обязательный, справедливый и основанный на требованиях науки договор. И сама необходимость в таком движении отпадет. Мы хотели освободить пространство для новых лидеров, новых идей. Хотелось, чтобы в этом движении расцветали тысячи цветов, тысячи имен, и чтобы новые лидеры создавали новые движения в своих странах и регионах. Но мы знаем, каким оглушительным провалом закончились переговоры в Копенгагене. Поэтому мы не могли просто уйти со сцены. Так как мы зарядили этих людей надеждой и верой в собственные силы. Каждый год мы адаптируем свою стратегию в зависимости от реального положения дел, от меняющейся ситуации. В этому году мы делаем ставку на рост движения, на вовлечение в него многих и многих новых лиц, на расширение и укрепление. Потому что мы верим, что социальные движения способны принести изменения в политике, в обществе и культуре. Какой эта стратегия будет через год, я даже не берусь предсказать, потому что мир меняется с большой скоростью. Трудно предсказать, будет ли существовать движение в нынешнем виде и под нынешним именем. Я не берусь об этом судить. Но я знаю, что в любом случае все эти люди будут продолжать работать для того, чтобы сделать мир лучше.