Мария Фаворская, победительница конкурса постов #ПроКлимат продолжает серию репортажей с климатического саммита в Париже. Ее третий репортаж – об «альтернативном климатическом саммите». Это мероприятие, которое организовали активисты параллельно с официальными переговорами.
—
Американскую нефтегазовую корпорацию ExxonMobil подвергли народному суду за дезинформацию об изменении климата.
Месяц назад прокуратура штата Нью-Йорк начала расследование с целью проверить, не вводила ли компания в заблуждение общественность и инвесторов по поводу опасности глобального потепления. Exxon, которая всегда активно финансировала науку, еще в 1976 году выяснила, что сжигание ископаемого топлива вызывает изменение климата. Но компания не просто скрывала эти данные, но и предпринимала массу усилий, чтобы их отрицать. Даже если суду не удастся привлечь ExxonMobil к ответственности, вполне вероятно, что пострадавшие от глобального потепления будут подавать гражданские иски против компании.
Защитники природы решили не дожидаться итогов официального расследования, а самостоятельно провести импровизированный показательный процесс. Он, хоть и не имеет юридической силы, может нанести ощутимый удар по и без того подмоченной репутации гиганта.
Процесс решили провести в Париже на «альтернативном климатическом саммите» – мероприятии, которое организовали активисты параллельно с официальными переговорами.
На процесс собралась целая команда знаменитостей. В роли прокуроров выступили писатель и кумир всех антигобалистов Наоми Кляйн и основатель движения 350.org Билл МакКибен.
Самой впечатляющей частью суда стали выступления свидетелей преступлений ExxonMobil против людей, природы и климата.
Цена отрицания – 30 миллионов долларов
Exxon – это компания, которая, возможно, больше всех в мире вложилась отрицание изменения климата. Гринпис провел подробное исследование, каким исследовательским институтам и экспертам и сколько миллионов долларов заплатила ExxonMobil с одной большой целью: посеять сомнение. Пиар-кампания длиной в 16 лет обошлась компании в 30 миллионов долларов.
Эти институты заполняли эфир исследованиями о том, что Арктика не тает, что белым медведям ничего не угрожает, что на Земле на самом деле скоро наступит глобальное похолодание. Апогей этого творчества – фильм «Углекислый газ – Они говорят, что это загрязнение. Мы говорим, что это жизнь» (СО2 – They Call It Pollution. We Call It Life). Выпущен он был вслед хиту Альберта Гора «Неудобная правда».
Ведь пока люди думают, что человек не причастен к изменению климата, они не предпринимают мер по борьбе с ним. А меры по сокращению парниковых выбросов крайне болезненны для нефтегазового бизнеса: это дополнительные экологические ограничения, налог на углерод, лишение нефтегаза части льгот и т.д. Безусловно, сильнейшее нефтяное лобби – главная причина, по которой США ранее не ратифицировали Киотский протокол, а теперь настаивают, что новое климатическое соглашение не должно быть юридически обязывающим.
Как отметил Джон МакКибен, во время правления Буша нефтяники не просто лоббировали законы в свою пользу, но и писали их, успешно попадая во власть.
Встревоженные голоса
На суде представители коренных народов от Филиппин до Арктики рассказали, во что превращает их жизнь глобальное потепление. Это был хор встревоженных голосов со всего мира.
Кэти Джетнил-Кижнер, Маршалловы острова: «Поднявшаяся вода смывает дома вместе с людьми. Целые маленькие острова исчезают».
Эриел Деранджер, индеец атабаски: «Когда подтаивает мерзлота на Аляске, сквозь нее иногда просачивается нефть, вытекшая 25 лет назад из танкера Exxon Valdez».
«Арктика – это эпицентр изменения климата», – говорит девушка-саами. Она рассказала, как гибнут оленеводы и их олени, не в силах приспособиться к суровой арктической погоде, которая стала совершенно непредсказуемой.
«Из-за сжигания огромных объемов газа в дельте Нигера концентрация бензена, канцерогенного вещества, в питьевой воде превышает норму в сотни раз. Продолжительность жизни в этом регионе – 45 лет», – продолжает Кен Хеншоу из Нигера.
Брайан Паррас, активист из Техаса, родины ExxonMobil, поведал, что и здесь компания не отличается ответственностью: «До сих пор процветает идеология колониализма. В районах близких к НПЗ дети чаще болеют лейкемией. Восток Хьюстона – одно из самых загрязненных мест в стране. То, что именно здесь построен огромный онкологический центр, не случайность».
Доктор Штейнграбер, известный борец со сланцевым газом, знает, что природный газ – не решение климатической проблемы, а не меньшая беда. Метан, который он содержит, еще более опасный парниковый газ.
«Вы выслушали свидетельства известных ученых, активистов и коренных жителей, которые утверждают: отрицание изменения климата и противодействие борьбе с ним привели в итоге к серьёзнейшему экологическому кризису», – подводит итоги процесса судья.
После всего сказанного вердикт не кажется слишком строгим: «Ложь Exxon – одно из худших корпоративных преступлений в истории человечества».